Левиин, Василиса, Никодим, Пересвет

Пишу сразу о 4 детях, потому что они образуют сбитую стаю и разделить их не представляется возможным. Между двумя старшими разница 2 месяца, между младшими - 3.

Левиин

Левиин, 11 лет Момент зачатия я почувствовала. Была тогда молодая и нетерпеливая, и меня раздражало, что увеличивающийся живот ограничивает мою свободу. А он был легкий-легкий, прямо воздушный шарик, неизвестно, кто кого носил. Но когда не хотел, чтоб я куда-то шла, становился таким тяжеленннным, что я сразу садилась на попу ровно. Тогда легчало.

Рожала я дома. Роды были долгими и ужасными. Кругом кишели бесы и визжали: «Мы его все равно убьем! Задушим!» Ребенок родился, и правда,с обвитой пуповиной шейкой. Но живой. Все сбежались и уставились на него. А ОН - НА НАС! Хлюпал слизью в носике и переводил строгий взгляд с одного на другого, мол, ну-ка, кто это тут у меня?.. Мы так и шарахнулись в стороны... До полутора лет не ел ничего, кроме моего молока. Рос не равномерно: то был толстенький, то тощий и бледный.

Ему было 2 г 8мес, когда рождался его брат Пересвет. Дело было в лесу, в палатке. В перерыве между схватками Левиин вошел, лег и сказал: «У меня животик болит.» - «У меня, детенок, тоже,- говорю, -животик болит». Он посмотрел мне в глаза и веско произнес: «Надо кремом помазать.» Потом его увели купаться на озеро, а мне резко полегчало. О брате всегда заботился. Лет в 5 я стала ему показывать, как составлять из букв слова. Сидел, смотрел и слушал, но чувствовала я себя при этом не слишком профессиональным клоуном.

Помню, в 1 классе нужно было переписать загадку: На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно(сом). Левиин написал УСТАЛОЕ. Указываю на ошибку. Переписывает. Опять УСТАЛОЕ. Еще раз переписывает... Потом уже я умоляю его отдохнуть, а он рыдает и еще медленнее и красивее выводит: УСТАЛОЕ БРЕВНО... И это очень типичная ситуация. Но даже если написано было аккуратно и без ошибок, учительница исправляла пару элементов букв и ставила 4-. Во 2 классе сказал: «Я больше в школу не пойду. На физкультуре все бегали и шумели, а я сидел на лавочке, и Василий Семенович наругал меня, что все шумят!» Долго и нудно объясняю, что В.С. ведь не только ведет физ-ру, он - директор школы, за все отвечает, ему трудно... Соглашается простить Василия Семеныча, идет в школу. Чувствую себя предателем. В 3классе по болезни пропустил 2 раза по 2 недели, и хотя принес справки от врача, учительница заявила: «Ты в этой четверти много пропускал, ПОЭТОМУ оценки я тебе СНИЖАЮ!» Это стало последней каплей. Я понимаю, что мальчик настолько сильный и мудрый, что так и тянет свалить на него все свои проблемы, НО НАДО ЖЕ ЗНАТЬ МЕРУ! Мы забрали детей из школы и с тех пор учим их дома, как можем.

Левиин с 11 лет имеет право по своему усмотрению распоряжаться всеми деньгами, какие есть в доме. Правом этим никогда не злоупотребляет, покупает только подарки на Дни рождения. Вообще деньги не любит. Прирожденный практический психолог: каким-то образом так влияет на детей (и на всрослых тоже), что они постоянно работают на саморазвитие на пределе своих сил.

Василиса

Будучи беременной, ее мама видела белокурую амазонку на горячем коне. Василиса примерно такой и оказалась. Рождалась очень долго. Родилась фиолетовая от гипоксии. Но ей, похоже, было на это наплевать. Сразу стала проявлять невиданную активность, целеустремлённость, быстро набирать вес. В 7, 5 мес. использовала свою маму в качестве ходунков: заставляла водить себя по дому. Стоило той (бедняжке) присесть отдохнуть, как раздавался дикий рев, приходилось вставать, брать деточку за руки и продолжать наматывать километры. В 8, 5 мес. пошла сама. В год с небольшим выбегала на снег босичком, ее обливали холодной водой, она только облизывалась и покряхтывала. (Левиин ехал следом на чьих-нибудь ручках и смотрел на все это круглыми глазками; сам обливаться отказывался.) Однажды у нее поднялась температура. Мы решили рискнуть: ничем не лечить, а просто перестать кормить. Так она и лежала с температурой под 40, вся красная и с невыразимо презрительным выражением на маленьком личике. Болезнь не выдержала такого отношения и уже через сутки отступила.

Василисе совершенно неизвестно, что такое зависть.

Учеба давалась с трудом. Зеркальные и пропущенные буквы, странное словоупотребление, неспособность запомнить четверостишие - это всё наше. Мыслит «целым писом». (Помните, у Задорнова: «Вам послайсить или целым писом?» «to slice» - резать ломтиками, «a piece»- кусок). При всём при том - мощный стиль игры в шахматы: выигрывает не только у мамы и бабушки, но и у дяди. Феноменальная усидчивость: может с утра до поздней ночи сидеть и решать однотипные задачи (хотя никто особо не заставляет).

Очень добрая и простая. Под настроение может долго возиться с несносным братцем Калиной, разжевывать ему по 100 раз одно и то же. Когда кормит кота или собаку, чувствуется, что она не видит принципиальной разницы между собой и ними. Подарки на День рождения выбирает недорогие, но очень точные, вкладывая в выбор много внимания и заботы.

Никодим

Никодим и ПересветЕдинственный из наших детей родился в роддоме. Его мама простудилась в дороге и попала в больницу с воспалением легких. Потом ее перевезли в роддом. Надо сказать, что рожаем мы не лежа на спине, а стоя на четвереньках, как африканки. Вот и в роддоме Светлана рожала на четвереньках, чуть ли не ногами отбиваясь от тех, кто пытался перевернуть её «как положено». Акушерки стояли вокруг и орали: «Дура! Колхозница! Дикарка!» Потом младенца, как водится, унесли на сутки. Никодимушка родился здоровым, но до сих пор отличается от других детей какой-то неполной уверенностью в своём праве на существование.

Ему было 2 года, его отец был болен туберкулезом, а мать беременна. Внимания и терпения не хватало, и гиперактивного ребенка часто несправедливо наказывали. Он забирался в шкаф и выражал свой протест бурчанием. Рисуя, заливал весь листок темно-фиолетовой краской.

Я считаю, что детей бить можно, а иногда и необходимо. НО С ОДНИМ НЕПРЕМЕННЫМ УСЛОВИЕМ: ВЗРОСЛЫЙ ДОЛЖЕН ЧУВСТВОВАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ!

Приведу такой случай. Никодиму 3 года. На прогулке он хватает толстую палку и суёт в колеса проезжающего мимо автобуса. Его, злобно вопящего, приволакивают домой. (Мы тогда переехали и жили с ними.) Надо срочно продемонстрировать ему, НАСКОЛЬКО неприемлемо его поведение. Беру ремень и несколько раз сильно ударяю его по голой попе. Бросаю ремень, закрываюсь в ванной, где меня долго сотрясают рыдания и рвота. Бурчания из шкафа не последовало. Никодим стал осторожнее.

(Мне несложно выполнять это условие: у меня легкая рука и слабый тип нервной системы. А вот если муж или брат в сердцах шлёпнет ребенка, ему приходится долго «добирать чувствительности». Мой брат давно излечился от туберкулёза, я ему иногда напоминаю, что он бил 2-хлетнего Никодима. Он возвращается по времени назад и кается, кается, кается...)

Часто всё ронял, просыпал, разбивал. Чуть тронешь его – сразу выходил за пределы необходимой обороны, «дорого продавал свою жизнь», кусался до долго незаживающих синяков. Бывал неестественно упрям. К счастью, всё это позади. Охотно помогает по хозяйству. Трогательно внимателен и заботлив: стоит рассеянно оглянуться в поисках тапочек, молча лезет под диван и достаёт искомое.

С учебой большие проблемы. Навязчивые движения не позволяли сосредоточиться на чтении. Приходилось сидя рядом с ним на полу одной рукой держать ноги, а другой руки. Но и тогда строчки наплывали одна на другую… А в моменты «просветления» выполнял задания быстрее, чем мы успевали задавать. Причем без ошибок.

Когда они с Пересветом (недолго) ходили в школу, был неформальным лидером класса. Пересвет гораздо серьезнее и усидчивее его, но у Никодима больше масштаб души (если я правильно поняла, Nati называет это «высотой происхождения».)

Пересвет

Родился в лесу (как та ёлочка). Подолгу молча лежал и смотрел на вершины сосен. Может быть , поэтому сейчас сливается с деревом,на котором сидит; спокойно берёт в руки жаб, ужей, мышей (!); ориентируется на местности, как абориген Австралии (Собираем в лесу землянику. «Пересвет, в какой стороне дом?» – «Там, на юго-западе.»)

Около 2 лет смотрел на середину пруда, кому-то улыбался, кого-то смущался. Спрашиваем: «Кто там?» – «Люди…голубые, зелёные...» Сидя на коленях у бабушки, вслух отвечал на её мысленные вопросы. Откуда-то узнал буквы. Экзаменовал бабушку: «А это какая буква?..Пра-авильно!»

Вставал утром и принимался методично разносить по квартире кубики лего, а мы ходили следом и собирали (если вернувшаяся с работы свекровь находила хоть один кубик, нам было мало места). На прогулке подбирал палочки, пробки, окурки и норовил затащить всё это в рот. Я его покусывала за руки, спинку, живот – из него выходила куча мелких сущностей.

Ослабленный инстинкт самосохранения. Мог брести на глубину, пока не начинал захлебываться, выскочить на проезжую часть, схватить за морду незнакомую собаку. (Левиин всегда оказывался рядом и начеку, кидался коршуном, приводил обратно).

Случались приступы буйства. Тогда я сажала его на колени, скрещивала его руки на животе и прижимала к себе. Он быстро замолкал и начинал прислушиваться к моим мыслям: «Ты маленький, и в твоём плохом поведении больше виновата я. Но тебе надо принять ответственность…немного… на свой возраст.» Приступы буйства скоро прекратились.

Работоспособность невысока, быстро устает. Но использует свои небольшие силы очень эффективно.

Абсолютная моральная чистота (чтоб не сказать стерильность). В разговоре с кем-то из взрослых употребляю слово «проститутка». Пересвет, 10,5(!)лет:

-Что значит «проститутка»?
Ответ: -Это женщина, которая занимается сексом за деньги.
Следующий вопрос: -Что такое секс?
(Честное слово, не вру! Есть свидетели.)
-Ну, это…ээ…мнээ… спаривание мужчины и женщины.
-А, понятно.

На самом деле человек просто смекнул, что тема по какой-то причине скользкая, и не стал вдаваться в подробности. Но в глазах стоял вопрос: «Спаривание. Деньги. Какая связь?» Между тем, не только разбираемся в тычинках-пестиках, но и отличаем живородящие виды от, скажем, яйцекладущих.

***

А теперь обо всей стае.

Вся стайкаУ них прослеживается чёткая иерархия. Когда Левиин и Василиса были маленькими, он её за неправильное (на его взгляд) поведение довольно сильно кусал за руки (видимо, заставляя принять ответственность за импульсы хаоса, которые через неё транслировались). Василиса горько плакала, но никогда не сопротивлялась, хотя всегда была крупнее его и на нас, случалось, отрывалась по полной. Никодим следует за сестрой, как ниточка за иголочкой. 2-хлетний Пересвет часто бормотал: «Будет день, будет вечер, будет утро, будет Никодим…» Хотя тот жил тогда за тысячи км от нас и в разговорах упоминался нечасто. И сейчас, когда ругают Никодима, Пересвет выходит из комнаты (чтоб не слышать, как ругают старшего).

Моральная чистота. Недавно выяснилось, что когда они смотрят фильм на DVD и намечается минимально сомнительная с точки зрения пуританской морали сцена, Левиин даёт команду типа «воздух!» – и все дружно отворачиваются и затыкают уши (кроме Калины, которому глаза закрываются принудительно).

Любят посмеяться, побеситься, но иногда бывают строги, как монахи-схимники. Иногда на вечеринке мы, взрослые, танцуем, а эти сидят по углам и созерцают данный процесс, пытаясь постичь его глубинный философский смысл. Выключаем музыку, начинаем издеваться:

-Я – человек положительный и с характером! Я вам не Спиноза какой-нибудь, чтоб выделывать ногами разные кренделя!

Рычат, кидаются скопом, устраивают кучу-малу. Потом потанцуют немного (получается, кстати, неплохо) и опять сидят.

Учеба поначалу нам не давалась вообще. Думаю, всем известно, какие сложности возникают у индиго и Кристаллов. Так вот, если кто-то хочет понять, каково нам было, эти сложности надо не сложить, а УМНОЖИТЬ на 4. Они не желали вкладывать в слова общепринятый смысл, разговаривали на каком-то тарабарском языке, героями их игр были неприятные существа (теньки). Каждый постоянно «отводил глаза» от правды себе и другим, и искажения смыслов нарастали, как снежный ком. Пример. Занимаюсь с Левиином и Василисой русским языком. Они страшно «тупят», причем «играют в пас», и тупость эта не стихийная, а очень последовательная и системная. Порой кажется, что когда я отворачиваюсь, они перемигиваются и строят мне в спину рожи (хотя точно знаю, что они этого не делают). В какой-то момент сгущающийся мрак начинает угрожать моему рассудку. Ору и бью их костяшками пальцев по макушкам. У них катятся слёзы градом, происходит мобилизация всех сил, и – прорыв! Они начинают отвечать перебивая друг друга и не дослушав вопроса! Часть учебника мы просто пролистываем со словами «ну это понятно!» А потом опять наступает Великая тупость... И сидели они за учебниками с раннего утра до поздней ночи... Невежество младших уже не было таким тотальным, но и им приходилось тратить все силы на его преодоление.

Постепенно наши усилия начали складываться в Систему. Теперь они «отводят глаза» от лжи. Образовалась единая база данных. Если старшие с трудом продираются сквозь учебник английского, то младшие через год-два его словно не изучают, а вспоминают... Кроме того, они научились «считывать» навыки взрослых: р-раз! – и они (не учась этому) красиво пишут латиницей, шпарят по степи на лыжах коньковым ходом, играют в шахматы, пекут печенье. Взрослые были устранены сначала от руководства учебным процессом, а потом и от понимания оного. Сейчас мы, что называется, нервно курим в сторонке. Система время от времени подзывает пальцем кого-нибудь из нас и посылает с поручением. Нынче, например, велено было купить Библию и читать ее детям долгими зимними вечерами. И они не шелохнувшись выслушали бесконечные перечисления колен и имён, все эти «вошел к ней», «исшел из чресл его» и «разверзающий ложесна»... Зачем? Загадка. Если б спросили меня, я бы не рекомендовала. Но меня никто не спрашивает…

Тема на форуме

LightRay